Как известно, стандартное контактное зажигание Уралов и Днепров мало
кого устраивает. Это обьясняется, в частности, недостаточной энергией
искры и низкой надежностью самих контактов, что связано с большой
величиной тока, который им приходится коммутировать. Эту проблему можно
решить установкой одной из систем бесконтактного зажигания заводского
производства, предназначенных для Уралов, благо на рынке их присутствует
несколько типов, и можно выбрать по вкусу - получше или подешевле. Но
не всех устроит цена, да и купить бывает сложно - не в каждом городе
найдешь.
Хочу предложить вариант малобюджетой системы
зажигания, основанной на автомобильных комплектующих. Понадобится
достать следующие детали:
1. Коммутатор ТК-102 (применяется на грузовиках "ЗИЛ", "ГАЗ-53");
2. Двухвыводную катушку зажигания (от "Оки", "Волги" или "Газели" с 406-ым двигателем или какой - нибудь иномарки);
3. "Волговский" вариатор (добавочное сопротивление для катушки), или сопротивление СЭ-107.
Все это нужно соединить в соответствии со схемой. Коммутатор ТК-102 является по сути мощным транзисторным ключом, что
позволяет с его помощью управлять более мощной ( с меньшим
сопротивлением обмотки ), чем стандартная "ураловская", катушкой
зажигания - теперь ток катушки течет через него. Через контакты же течет
ток оптимальной величины, который не вызывает их обгорания и эррозии,
но в то же время позволяет им самоочищаться. Принцип работы остается
тем же - искра на свечах возникает при прекращении тока через катушку в
момент размыкания контактов. Другие коммутаторы, например, от
"восьмерки", функционируют совсем иначе и без переделки не подойдут для
данной схемы, т.к. не предназначены для работы с контактным
прерывателем. Добавочное сопротивление (вариатор) необходимо для
ограничения тока через катушку - сама она имеет очень малое
сопротивление, поэтому не стоит надолго оставлять зажигание включенным
на незаведенном двигателе - это может вызвать перегрев и выход из строя
катушки, вариатора или коммутатора или быстрый разряд аккумулятора, если
контакты прерывателя остановятся в замкнутом положении. Впрочем, это
относится и к стандартному зажиганию, только в меньшей степени.
Коммутатор и вариатор смонтированы на алюминиевой пластине под
седлом, катушка - с помощью стальной пластины на шпильках верхнего
крепления двигателя, катушка к пластине крепится длинными винтами с
дистанционными втулками из медных тормозных трубок - медь устойчивее к
вибрации. Важно обеспечить хороший контакт корпуса коммутатора и "массы"
двигателя или рамы, для этого не грех даже использовать отдельный
провод. Конденсатор в прерывателе теперь не нужен, его можно отключить -
еще одним слабым местом меньше. Зазор в контактах - по инструкции, в
свечах можно увеличить до 0.8 мм (обычно рекомендуется для электронного
зажигания)- искра станет мощнее. Больше не стоит - высоковольтное
напряжение может слишком возрасти и, например, пробить катушку. Да и
искрообразование в жестких условиях ("залитые" свечи и т.п.) ухудшится.
Т.к. катушка теперь стоит в другом месте, могут понадобиться
высоковольтные провода подлиннее. Использовать модные силиконовые
провода с улеродным проводником нужно осторожнее - при попытке навернуть
на него мотоциклетный колпачок проводник повреждается. Обычные
автопровода с центральной жилкой - паутинкой в этом смысле не лучше.
Поэтому используйте либо готовые, с наконечниками (но наконечники
"углом" почти не встречаются), либо обычные мотоциклетные старого
образца - с толстым многожильным медным проводником (их еще можно
поискать в магазинах с зч для бензопил и т.п.), они иногда продаются по
принципу "...руб. за метр".
В случае отказа вернуться к стандартной схеме проблем не составит
даже в чистом поле, если при переделке оставить на своем месте
неподключенные штатную катушку и конденсатор.
Система установлена на мотоцикл "Днепр 11" и прошла проверку
эксплуатацией в течение двух сезонов. Заметно улучшился запуск и работа
двигателя на холостом ходу. Запуск - всегда "с первого пинка". Свечи с
того времени выворачивал ,чтобы залить масло при консервации, да из
любопытства. Черезмерного нагрева катушки или коммутатора не замечено,
вариатор бывает теплым и даже горячим, но для него это нормально.
Прыгать на кикстартере более одного раза - это несолидно. Поэтому собирайте - и вперед!
Источник: http://oppozit.ru/article1209.html?page=1 |