Пятница, 29.03.2024, 01:40
СТАРОБЕШЕВО
Главная | О Старобешево | Регистрация | Вход
Основное меню
Время
Пульс податкової
Свежий анекдот
Мы в соц. сетях
Вход

История

Тюркский кочевой народ, предположительно сложившийся в VIII веке в степях Казахстана и южной Сибири (верхнее течение реки Иртыш) пришёл примерно в начале XI века из Заволжья на территорию современного Крыма. Потомками этого народа были основаны крымские села Бешэв (Бешав), Ени-Сала, Мангуш.

Список глав христианских семей в 1652 г. отражен в «Османских налоговых ведомостях» («Джизйе дефтера Лива-и Кефе», 1652 г.), которые представляют собой список некоторых христианских жителей Крыма, с которых взимался налог в ханскую казну. Христианские жители в 1652 г. Селение Бешав (земля хана):

  • Триандафил Тохте
  • Тохте Димитри
  • Йагмур Косте из Алушты


Основание села

Село Бешево (крымскотат. beş ev — «пять домов») было основано в 1779 — 1783 годах греческими (то есть, православными этническими половцами, огузами (гузами), торками, греками и др.) переселенцами из одноимённого крымского села БешЭв (позже — Бешуй, Бишуи, Бешав), расположенного в кадилыке Муфтия арпалык (Фулльская епархия, юго-западная часть Крыма), то есть в Фулльской области Бахчисарайского каймаканства.

     Переселение было поручено произвести А. Суворову и, как все, что делал великий полководец, не считаясь с потерями, было осуществлено в кратчайшие сроки. Переселение началось в 1778 году. Всех греков из Крыма вышло не менее 20000. К сожалению, обстоятельства не совсем благоприятствовали эмиграции. Между переселяющимися открылись разные недуги, и сверх того появилась в то время в новороссийской и азовской губерниях повальная болезнь, от которой многие из переселенцев в дороге и умерли. вышло 686 человек, 120 семей, дошло — 498 человек/


Известные основатели села Беш-Эв

  • Паниот Фёдоров Узлу — 1776;
  • Фёдор Тохтамышев сын (Поп) — 1737;
  • Николай Асланов сын (Поп) — 1742;
  • Теренти Константинов (Коваль) 1786;
  • Апостол Анастасов сын — 1766.

Переселенцы с собой гнали скот — около 100.000 голов, то есть около 5 голов на человека. Цифра хоть и не малая, но не соответствовавшая их способностям: на новом месте, несмотря на все потери, уже через десять лет они имели в несколько раз больше. Причина — свобода.

Выходившие подвергались унизительному таможенному досмотру татар, что вызвало протесты и даже волнения. После дачи немыслимой взятки в 5000 рублей из казенных средств таможенникам, переселенцы беспрепятственно продолжили свой путь на Перекоп, затем по так называемому Муравскому шляху, совпадающему частично с современной трассой Симферополь — Москва, далее через реки Молочную и Конку.

На место предполагаемого поселения прибыли в сентябре 1778 года, о чём А. В. Суворов радостно и лаконично доложил: «Выезд крымских христиан кончен!… Примерно вышло денег на выезд сей до 130000 рублей». Часть переселенцев начала обустраиваться, большая же часть ждала ответа на просьбу от 16 июля, ответ на которую не последовал. А. В. Суворов, уже сдавший дела, но продолжавший следить за переселением, обратился к Потёмкину Г. А. с просьбой ускорить ответ.


XIX—XX вв

В 1896 году переименовано в Старобешево.

Накануне Первой мировой войны Старобешево насчитывало 685 дворов, в котором проживало 4,3 тыс. человек и читалось крупным селом.

В 1889 году в селе населением 3,8 тыс. человек находился один врачебный участок где работали врач, шесть фельдшеров и акушерка, которые обслуживали ещё 24 села. В 1912 году в Старобешево построили больницу на семь коек.

В апреле 1918 года Старобешево захватили австро-германские интервенты после их изгнания в декабре того же года — деникинская армия вошла в Старобешево, установив свои порядки хозяйствовала до 3 января 1920 года. После изгнания деникинцев и восстановления советской власти в селе создан волиспролком, избран сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Принудительно создаются товарищества по совместной обработке земли в которые вошли 13 хозяйств.

В 1924 году село Старобешево стало центром района. В 19241925 учебном году в двух школах обучалось 320 учеников, а в следующем году уже 477. В 1927 году в центре села был заложен парк на площади 3,5 десятин. В 1930 году основана Старобешевская машинотракторная станция (МТС), которая через 2 года уже имела 50 тракторов и обслуживала 17 колхозов. В этом же году создана первая в стране женская тракторная бригада, её возглавила Паша Ангелина.

241 житель Старобешево в результате «Греческой Операции» 19371938 гг. расстреляны по приговору № 42 НКВД от 05.02.1938.


Указ Екатерины II

Только 21 мая (3 июня н.с.) 1779 года последовал Указ, подписанный Екатериной II, названной Великой. Документ этот, написанный на греческом и русском языках, был известен переселенцам под наименованием «привелег» (искаженное — «привилегия»):

«Вернолюбезному Нам Преосвещенному Игнатию Готфийскому и Кафийскому и всему обществу Крымских Христиан греческого закона всякого звания всем вообще и каждому особо, Наше Императорское милостивое слово. Благонамеренное всеобщее предприятие ваше да благословит десница Вышнего. Мы, рассмотрев посланное к Нам от вас из Бахчисарая от 16-го июля сего года (вернее — прошлого Ф. Х.) общее и на доброй воле основанное прошение о избавлении всех вас от угрожаемого ига и бедствия принятием в вечное подданство Всероссийской Империи, соизволяем не токмо принять всех вас под Всемилостивейший Наш покров, но и яко любезных чад, успокоив под оным, доставить жизнь толико благоденственную, сколь велико желание смертных и беспристанное Наше о том попечение простираться могут.

Следуя ему и соизволяем пользоваться вам в Государстве Нашем не токмо всеми теми правами и преимуществами, каковыми все подданные Наши от Нас и предков Наших издревле наслаждаются, но сверх того указали Мы:

  1. При настоящем переселении вашем в Азовскую губернию перевезти из Крыма на иждивении Нашем всё то имущество ваше, которое только перевезено быть может, а особливо бедных и состоящих в долгах Хану и тамошнему правительству искупить из казны Нашей, что из определённой от Нас суммы уже и исполнено.
  2. Для удобнейшего поселения вашего отвесть в Азовской губернии особенную от прочих селений достаточную часть земли по Солёной и другим рекам и по берегу Азовского моря с тем, что тамошнее изобильное рыболовство в дачах селения вашего Всемилостивейше жалуем вечно в пользу и выгоды всего общества без всяких в казну Нашу податей. Для купечества же, мастеровых и промышленников назначаем к обитанию их той губернии города Екатеринослав и Марианополь, как выгоднейшие для торговли места.
  3. По разделении государственных жителей на классы Всемилостивейше увольняем всех от Государственных податей и служб какого бы звания оные не были на 10 лет, а по прошествии оного времени имеют платить в казну Нашу ежегодно, купечество с капиталов, с рубля по одному проценту, цеховые, так же и мещанство с двора по два рубля; а уездные поселяне, именно: земледельцы, не с душ, но с земли, полагаемой для каждого по тридцати десятин, будут вносить с каждой десятины в год по 5 коп; неимущие же поселяне снабжены будут из казны Нашей не токмо продовольствием на первый год, но и на посев земли всякого звания хлебными семенами, скотом и всем к заведению домоводства принадлежащим, с возвратом за всё оное в казну через 10 лет; равным образом и дома их построены будут казённым иждивением; имущественные же на отведенных им землях имеют строить домы, лавки, амбары, фабрики и всё, что сами пожелают из своего иждивения, пользуясь все вообще навсегда от всяких постоев свободно, кроме тех случаев, когда воинские команды мимо селений ваших проходить должны. От дачи же на войско рекрут увольняетесь вы вечно, разве кто сам в службу Нашу пожелает.
  4. Преосвященному Митрополиту Игнатию по смерть его Всемилостивейше поручаем паству всех сих с ним вышедших и впредь выходящих из Крыма поселян; которому и состоять безпосредственно под НашимСвятейшим Синодом. Священникам, вышедшим ныне, оставаясь всякому при своей парафии, зависеть от него, которому и впредь по рассмотрению своему и по мере надобности рукополагать в пастве своей священников и других церковников.
  5. Суд и расправу и всю внутреннюю полицию иметь на основании генеральных в государстве Нашем узаконений выбираемыми из вас же по вольным голосам начальниками, коим и пользоваться чинами и жалованьем по штату Азовской губернии под апелляцию наместнического правления. В сёлах же и деревнях для защиты во всех нужных случаях определяются особые урядники из Российских, коим в судопроизводство сих поселян и ни во что не мешаясь быть токмо охранителями и их заступать. Впрочем по вступлении каждого в избираемый им род государственных жителей, позволяем пользоваться вечно и потомственно всем тем, чем по общим Нашим узаконениям каждый род государственных жителей пользуется, как-то: свободною торговлею вне и внутри государства, и для вящей выгоде оныя, позволяются строить из собственного вашего капитала купеческие мореходные суда, разводить нужные и полезные фабрики, заводы и фруктовые сады, по разведении которых всякие виноградные вина в селениях ваших малыми мерами, вывозимые же во внутренние России города бочками продавать можете, — словом: всякого звания промыслы распространять по собственной воле и достатку каждого, и всем тем под Самодержавным Нашим Скипетром и защитою законов наслаждаться. Все сии преимущества жалуя Мы торжественно и потомственно всему обществу на вечные времена, для вящей силы собственноручно подписали и Государственною Нашею печатью укрепить повелели.
»

Указ Екатерины впоследствии был подтвержден императором Павлом I, а император Александр I подписал другой Указ по сути не отличающийся от Указа Екатерины c опущенными льготами, срок которых истёк. Оба Указа хранились в серебряном позолоченном ковчеге вначале в Мариупольском Греческом суде, а затем в городской управе.

Митрополит Игнатий этим не удовлетворился, вероятно из-за сурового по сравнению с крымским климатом, и потому дважды в течение лета 1779 года он ездил в Санкт — Петербург к своему давнему знакомому и покровителю Г. А. Потёмкину. В результате была утверждена «Карта, представляющая часть Азовской губернии Мариупольского уезда, земли, которые определяются вышедшим из Крыма грекам». Посередине её надпись: «Быть по сему. Екатерина»; ниже: «Конфирмован 2 октября 1779г»; внизу подпись: «Князь Потёмкин». На карте были отмечены границы выделяемых земель, не совпадающие с Указом от 21 мая 1779 г., но совпадающие с Кальмиусской планкой, указано место для города Мариуполь, но не указаны места расположения сёл. До революции 1917 г. карта хранилась в мариупольской управе.

Цитаты из распоряжения № 1817 от 24 марта 1780 года

Юридически переселение окончилось распоряжением № 1817 от 24 марта 1780 года Азовской губернской канцелярии. Вот не которые выдержки из него:


По указу Её Императорского Величества Азовская губернская канцелярия во исполнение полученного от Его Светлости Государева наместника князя Г. А. Потёмкина 29 сентября (1779г), под № 2829, об отводе вышедшим из Крыма в сию губернию грекам, для поселения их признанных ими и способных местах земли ордера, при коем и приложение к его светлости за подписанием его преосвященства греческого митрополита и депутатов свидетельство, о котором предписано рассмотрение препровождаемое при том в оригинале, поданное от его преосвященства Готфийского и Кафийского митрополита Игнатия, за подписанием его и депутатов отъехавших из Крыма греков обязательное свидетельство, что они для заведения города и поселения хлебопашцев признают земли и места достаточными и способными: от Азовского моря и устья реки Берды, где крепость Петровская (оставляя в той крепости, как на карте назначено, округу 12000 десятин), по левому её берегу до устья реки Каратыша, по левому берегу Каратыша до вершины, с оной прямо на вершину балки Коблой и по правому её берегу до устья впадающего в реку Мокрые Ялы, по правому берегу Мокрых Ялов до устья впадающего в Волчью, оттуда по берегу Волчьей до устья балки Осиковой, по левому берегу оной до вершины с той вершины прямо на вершину реки Береснеговатой, по её правому берегу до устья впадающего в реку Кальмиус, по правому берегу Кальмиуса до устья оной впадающего в Азовское море, отсюда по берегу Азовского моря до вышесказанной округи крепости Петровской, предлагает:

1.     Те земли как на оных нигде достаточных ни казенных, ни помещичьих заведений ещё нет вышедшим из Крыма грекам для поселения и построения особо их города без изъятия отдать, и где они сами себе деревни выберут из оных удобные места, там отрезать им округи под каждого, хотя бы и не было в оной полного количества 200 дворов по 12000 десятины полагая как в оных излишество, так и что за отмежеванием тех округ останется на впредь пребывающей. Если же по миновании пожалованных 10 льготных лет какая либо земля заселена не будет, и останутся пустыми, то отобрав от них раздать желающим, на равном основании с прочими всей губернии землями; а когда выходцев греков умножится, то прибавлять им по количеству тех выходцев и ещё из пустых никому не отведенных мест.

2.     Город их наименовать Мариуполь, который, расположа порядочным образом, построить либо на берегу Азовского моря при устье реки Кальмиуса, или при устье реки Солёной, называемой и Калецом, впадающей в реку Кальмиус; и все те жалованные оным грекам земли, по выше писаным границам, имеют составить Мариупольский уезд, земское же правление сего уезда учредить в крепости Петровской; и в этом уезде, исключая крепость Петровскую с округом, кроме греков до минования 10 льготных лет никому других наций никаких земель на поселение домов и прочего не отводить, и рыбными ловлями против дач тех греков на Азовском море, ровно и во всех реках сего уезда, кроме их никому не пользоваться; а город при реке Волчьей, который определялся прежде для тех греков назвать Павлоградом и по оному тамошний уезд Павлоградским.

3.     По недостатку в сих местах лесных угодий, не только построение домов для которых самым неимущим доставить оный из казны, но и на прочие домашние потребности дозволить им свободный выезд в леса при реке Миус…

4.     Как те греки, по приближающемуся осеннему времени и зимы, построением себе домов успеть не могут, то приказать им отвести заблаговременно квартиры в Бахмутском уезде, в Тору (Славянск), Маяках (на р. Донец) и Райгородок, куда бы имущественные на своем иждивении, а прочие на данных им казенных волах, не упуская времени и перебрались, не возбраняя желающим остаться на тех местах, где они теперь находятся, или перейти на землю при речке Каменке, где из них некоторые прошедшую зиму пребывание имели, о чём от господина сей губернии губернатора уведомлен и его преосвященство митрополит Игнатий с напоминанием ему о непременном по сему исполнении, и чтоб он преклонил хлебопашцев к неупустительному посеву нынешнюю осенью озимого хлеба либо на тех местах, где они теперь стоят, либо на вновь для них определяемых, токмо чтобы в приобретении на будущий год хлеба время напрасно отнюдь потеряно не было…

…Греческому митрополиту Игнатию сообщить, дабы все греки в Мариупольском уезде сего года хлебопашцы, апреля с первого, а купечество и мещане с пятого по десятое число на поселение вступили; к смотрителю же прапорщику Горленскому послать указ и велеть проживающих на назначенных для греков землях всякого звания жителей переселить на усть Солёную, в Павлоград…, а кто из переселяющихся… во всем возможном всякое вспоможение и облегчение, уверяя при том, что они на 6 лет от всяких по земству нарядов и платежа податей освобождены будут.


Таким образом, смотрителем был прапорщик Горленский, а с 1780 года ещё определен «к призрению вышедших из Крыма разных наций христиан» премьер-майор князь Шахматов; с 1781 г. устройством на новом месте поселенцев занимался секунд-майор Михаил Сафков.

Кто были эти люди? Характеристика секунд-майора М.Сафкова, подписанную Азовским губернатором генерал-поручиком В.Чертковым (выписки): «С 1780 определён губернским земским комиссаром, сверх того в 1781 послан был в Мариупольский уезд для заселения выведенной из Крыма Греческой колонии… Через один год своего там пребывания обселил их как в г. Мариуполь так и в 21 слободе».

Описания переселения основателями села

Вот как спустя почти 40 лет описывают в прошении министру внутренних дел Ланскому сами переселенцы свои скитания: «Мы не в силах подробно описать всего того, что происходило при переселении нашем, и как действовали болезни, происходившие от перемены климата, воды, от тесноты квартир и большею частью от неимения их… нелицемерно скажем и по самой истине, что целые семейства пострадали жизнью, а многие лишились и половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей, словом сказать из 9тыс. душ мужского пола выходцев не осталось и третьей части, и в 15 лет едва могло набраться с новорожденными… до семи тысяч душ».

Инфраструктура села

В 1780 году в селе была построена каменная церковь вместо крохотной церквушки из лозы и хвороста. Развивалась добыча камня. Впрочем, как и в прежние, крымские времена, большое значение имело и земледелие. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, лен, коноплю. Но по сравнению с животноводством земледелие опять играло второстепенную роль. Хлеб убирали серпами — в этом плане со времен средневекового Крыма не произошло никаких изменений. Затем снопы свозили на ток для молотьбы. Эту операцию производили специальным каменным катком (по сей день такие катки в изобилии разбросаны по улицам).

В Бешеве особенно хорошо было налажено производство катков. Бешевцы обеспечивали и себя, и продавали катки на ярмарках жителям других сел. Из каменоломен камень вывозили на подводах (максах). Кроме заборов, из камня иногда возводили дома, амбары, сараи для скота.

В самом селе проводилось две ежегодные ярмарки.

В Бешеве безземельных хозяйств насчитывалось 17, а 64 имели лишь по 1-3 десятины земли. Архиепископ Гавриил писал по этому поводу: «К хлебопашеству и хлебоводству греки не весьма прилежны. Оттого значительные пространства полей и лугов их остаются праздными. Какое различие между хозяйством греков и хозяйством живущих подле них немецких колонистов, к которым и перешла уже часть их земель!» Огородничеством греки занимались лишь для себя, выращивая для семьи самые необходимые овощи. Довольно долго не занимались греки и ремеслами.

Особенный свадебный обычай в селе Старобешево заключался в том, что на второй день свадьбы кума делит между всеми родственниками «бахчу» или «бохчу» — курятину и сладкое печенье. Обычай сохранился по сей день.


Магазин Рыболов
Погодка
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz